Оценивание образовательных результатов
Участие родителей в учебной деятельности детей
Автор статьи: П.В. Гулидов, юридический консультант Информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"
Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубъектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЭ (далее - СК РФ), федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, а также уставами образовательных учреждений.
Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования. Данная норма закреплена также в п. 2 ст. 63 СК РФ: "Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования".
В действующем на сегодняшний день Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорится о том, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (п. 1 ст. 18). Такое же требование содержится и в недавно принятом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации": "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка" (ч. 1 ст. 44).
Таким образом, хотят того родители или нет, но они должны создать условия для того, чтобы их ребенок был физически, нравственно и интеллектуально развит и получил основное общее образование.
Чтобы родители могли выполнить обязанности по обучению своих детей, законодательство РФ наделяет их соответствующими правами. Согласно вышеперечисленным нормативным правовым актам родители имеют право:
- выбирать образовательное учреждение и форму обучения для своего ребенка;
- защищать законные права и интересы ребенка; знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости ребенка;
- знакомиться с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении; участвовать в управлении образовательным учреждением и др.
Несмотря на то, что действующее законодательство никак не поясняет, что следует подразумевать под требованиями "обеспечить получение образования" и "создать условия для получения образования", можно предположить, что родители должны помогать своим детям в освоении образовательной программы, в т. ч. в выполнении домашних заданий.
При этом родителям необходимо учитывать, что действующие на сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования предусматривают формирование у обучающегося способности к самостоятельной работе в рамках полученных знаний.
К примеру, согласно п. 8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, на ступени начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.
Аналогичные положения содержит Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Согласно п. 9 данного документа личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а согласно п. 10 - метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Следовательно, каждый ребенок в процессе обучения в образовательном учреждении должен научиться самостоятельно выполнять домашние задания на основе тех знаний, которые получены им на уроке и из учебной литературы.
Таким образом, родители должны понимать, что их помощь в учебе может стать как благом, так и злом для ребенка: если он привыкнет к тому, что дома ему все разъясняют родители (особенно если родители - педагоги), у него не будет стимула добросовестно работать на уроке.
Помогать ребенку в выполнении домашних заданий необходимо только на начальном этапе обучения. В средних и старших классах нужно не столько помогать, сколько отслеживать, насколько прилежно он относится к этому процессу. В данном случае речь будет идти исключительно о воспитательной функции, выполнение которой напрямую входит в обязанности родителей. Внушение ребенку важности и необходимости такого занятия, как выполнение домашнего задания, - первоочередная задача семьи.
Родителям также необходимо учитывать, что, помогая ребенку готовиться к урокам, они должны ориентироваться на методику преподавания, которая используется в данном учреждении, а также учитывать требования учителей к выполнению устных и письменных заданий.
И наконец, при оказании ребенку помощи в учебе, родители должны помнить, что согласно п. 2 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Поэтому подходить к совместному выполнению домашних заданий с установкой типа "в школе не понял, дома получит пару подзатыльников и все сразу поймет" категорически запрещено.
При подготовке к урокам родители должны проявлять педагогический такт и выдержку, требуемые от учителя в школе. Если же личные морально-психологические качества им этого не позволяют, помогать ребенку с уроками не нужно. Лучше попросить какого-нибудь другого члена семьи или нанять репетитора.
В противном случае добровольная помощь "через подзатыльник" приведет к тому, что ребенок замкнется в себе и вообще перестанет воспринимать все, что связано с учебой. В результате его оценки начнут снижаться прямо пропорционально количеству полученных шлепков и оскорблений. Те родители, которые действительно заботятся о развитии и образовании своего ребенка, никогда не станут обучать его с применением насилия в любой его форме.
С учетом полученного образования и личностных качеств родители могут привлекаться администрацией учреждения к осуществлению образовательного процесса, и тогда их помощь, например в выполнении ребенком домашнего задания, может быть легализована, т. е. узаконена посредством заключения договора, который предусмотрен п. 61 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, и ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".
В других случаях родители, оказывающие помощь своим детям в учебе, должны руководствоваться известным принципом "не навреди". Иначе благие намерения родителей могут обернуться серьезной трагедией для ребенка, что, в свою очередь, может повлечь за собой не только моральную, но и вполне осязаемую юридическую ответственность для таких "добровольных учителей".