Оценивание образовательных результатов

Участие родителей в учебной деятельности детей

Автор: Цыганкова О.В., заместитель директора по ВР
Печать E-mail

Автор статьи: П.В. Гулидов, юридический консультант Информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

Родители обучающихся являются полноправными участниками обра­зовательного процесса. Их правосубъектность в сфере образования опре­деляется Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЭ (да­лее - СК РФ), федеральными законами и другими нормативными право­выми актами, а также уставами образовательных учреждений.

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменя­ющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего об­разования. Данная норма закреплена также в п. 2 ст. 63 СК РФ: "Родите­ли обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего обра­зования".

В действующем на сегодняшний день Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорится о том, что родители обя­заны заложить основы физического, нравственного и интеллек­туального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (п. 1 ст. 18). Такое же требование содержится и в недавно приня­том Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образова­нии в Российской Федерации": "Родители (законные представите­ли) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми други­ми лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка" (ч. 1 ст. 44).

Таким образом, хотят того родители или нет, но они должны создать условия для того, чтобы их ребенок был физически, нравственно и ин­теллектуально развит и получил основное общее образование.

Чтобы родители могли выполнить обязанности по обучению своих детей, законодательство РФ наделяет их соответствующими правами. Согласно вышеперечисленным нормативным правовым актам родители имеют право:

  • выбирать образовательное учреждение и форму обучения для своего ребенка;
  • защищать законные права и интересы ребенка; знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а так­же с оценками успеваемости ребенка;
  • знакомиться с уставом учреждения, лицензией на право ведения обра­зовательной деятельности, свидетельством о государственной аккре­дитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении; участвовать в управлении образовательным учреждением и др.

Несмотря на то, что действующее законодательство никак не поясня­ет, что следует подразумевать под требованиями "обеспечить получение образования" и "создать условия для получения образования", можно предположить, что родители должны помогать своим детям в освоении образовательной программы, в т. ч. в выполнении домашних заданий.

При этом родителям необходимо учитывать, что действующие на сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования предусматривают формирование у обучающегося способности к самостоятельной работе в рамках полученных знаний.

К примеру, согласно п. 8 Федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, на ступени началь­ного общего образования у обучающихся должны быть сформированы основы умения учиться и способности к организации своей деятельно­сти - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной де­ятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.

Аналогичные положения содержит Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден­ный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Согласно п. 9 данного документа личностные результаты освоения основной образо­вательной программы основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и спо­собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а согласно п. 10 - метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной дея­тельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятель­ности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных усло­вий и требований, корректировать свои действия в соответствии с из­меняющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соб­ственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия реше­ний и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Следовательно, каждый ребенок в процессе обучения в образова­тельном учреждении должен научиться самостоятельно выполнять до­машние задания на основе тех знаний, которые получены им на уроке и из учебной литературы.

Таким образом, родители должны понимать, что их помощь в учебе может стать как благом, так и злом для ребенка: если он привыкнет к тому, что дома ему все разъясняют родители (особенно если родители - педагоги), у него не будет стимула добросовестно работать на уроке.

Помогать ребенку в выполнении домашних заданий необходимо только на начальном этапе обучения. В средних и старших классах нуж­но не столько помогать, сколько отслеживать, насколько прилежно он относится к этому процессу. В данном случае речь будет идти исклю­чительно о воспитательной функции, выполнение которой напрямую входит в обязанности родителей. Внушение ребенку важности и необхо­димости такого занятия, как выполнение домашнего задания, - перво­очередная задача семьи.

Родителям также необходимо учитывать, что, помогая ребенку гото­виться к урокам, они должны ориентироваться на методику преподава­ния, которая используется в данном учреждении, а также учитывать тре­бования учителей к выполнению устных и письменных заданий.

И наконец, при оказании ребенку помощи в учебе, родители должны помнить, что согласно п. 2 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Поэтому подходить к совмест­ному выполнению домашних заданий с установ­кой типа "в школе не понял, дома получит пару подзатыльников и все сразу поймет" категориче­ски запрещено.

 

При подготовке к урокам родители долж­ны проявлять педагогический такт и выдержку, требуемые от учителя в школе. Если же личные морально-психологические качества им этого не позволяют, помогать ребенку с уроками не нужно. Лучше попросить какого-нибудь другого члена семьи или нанять репетитора.

В противном случае добровольная помощь "через подзатыльник" приведет к тому, что ребенок замкнется в себе и вообще перестанет вос­принимать все, что связано с учебой. В результате его оценки начнут снижаться прямо пропорционально количеству полученных шлепков и оскорблений. Те родители, которые действительно заботятся о развитии и образовании своего ребенка, никогда не станут обучать его с примене­нием насилия в любой его форме.

С учетом полученного образования и личностных качеств родители могут привлекаться администрацией учреждения к осуществлению об­разовательного процесса, и тогда их помощь, например в выполнении ребенком домашнего задания, может быть легализована, т. е. узаконена посредством заключения договора, который предусмотрен п. 61 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, и ст. 54 Феде­рального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".

В других случаях родители, оказывающие помощь своим детям в учебе, должны руководствоваться известным принципом "не навре­ди". Иначе благие намерения родителей могут обернуться серьезной трагедией для ребенка, что, в свою очередь, может повлечь за собой не только моральную, но и вполне осязаемую юридическую ответствен­ность для таких "добровольных учителей".