Образовательные стандарты и требования

Фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные об­ра­зова­тель­ные стан­дарты (ФГОС) предс­тав­ля­ют со­бой со­вокуп­ность тре­бова­ний, обя­затель­ных при ре­али­зации ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­новно­го об­ще­го, сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го, на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го, сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния об­ра­зова­тель­ны­ми уч­режде­ни­ями, име­ющи­ми го­сударс­твен­ную акк­ре­дита­цию.

Фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные об­ра­зова­тель­ные стан­дарты обес­пе­чива­ют:

  1. единс­тво об­ра­зова­тель­но­го прост­ранс­тва Рос­сий­ской Фе­дера­ции;
  2. пре­емс­твен­ность ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­новно­го об­ще­го, сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го, на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го, сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

Фе­дераль­ным за­коном от 1 де­каб­ря 2007 го­да N 309-ФЗ бы­ла ут­верж­де­на но­вая струк­ту­ра го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го стан­дарта. Те­перь каж­дый стан­дарт вклю­ча­ет 3 ви­да тре­бова­ний:

  1. тре­бова­ния к струк­ту­ре ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм, в том чис­ле тре­бова­ния к со­от­но­шению час­тей ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы и их объёму, а так­же к со­от­но­шению обя­затель­ной час­ти ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы и час­ти, фор­ми­ру­емой участ­ни­ками об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са;
  2. тре­бова­ния к ус­ло­ви­ям ре­али­зации ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм, в том чис­ле кад­ро­вым, фи­нан­со­вым, ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ким и иным ус­ло­ви­ям;
  3. тре­бова­ния к ре­зуль­та­там ос­во­ения ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм.


Материалы по обеспечению перехода на обновленные ФГОС

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

Приказ Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Письмо Министерства Просвещения РФ, Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 11.11.2021 г. N 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»

  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Распоряжение ДОО Томской области от 10.12.2021 г. №1921-р «О реализации мероприятий по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования в системе общего образования Томской области»

  • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 28.12.2021 г. №1411-р «О реализации мероприятий по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования в системе общего образования в городе Томске»

Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 19.01.2022 г. №15-р «О методическом сопровождении перехода на обновленные ФГОС в общеобразовательных организациях города Томска

Письмо департамента образования администрации Города Томска от 19.01.2022 г. № 01-22/201 «О готовности перехода на обновлённые ФГОС НОО, ОО в 2022-2023 учебном году»

  • ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


 

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Нормативная документация

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

  • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 17.01.2022 г. №9-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Города Томска 2022 год»

  • ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Материалы семинаров, мастер-классов по формированию «функциональной грамотности» , методические рекомендации. Сайт МАУ ИМЦ г. Томска

Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Ссылка: http://www.centeroko.ru/

СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA

Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA

Примеры открытых заданий по читательской грамотности

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

СИПКРО

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Дата обновления актуальной информации: