Одно из ведущих мест в образовательной деятельности гимназии №6 занимает преподавание иностранных языков. В 1 классе немецкий язык преподается в рамках дополнительного образования в виде курса «Путешествие по Германии».
Преподавание немецкого языка в 1 классе носит пропедевтический характер и направлено на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, для формирования желания изучать иностранный язык, для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации, развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, а также развитие таких основных процессов, как память внимание, мышление, средствами иностранного языка. В 2-4 классах наряду с 2 обязательными часами в неделю учащиеся получают возможность углубленного изучения немецкого языка за счет курса «Немецкий с удовольствием» в рамках дополнительного образования. Цель данного этапа - приобретение детьми социального опыта при проигрывании коммуникативных ролей в ситуациях общения с друзьями на немецком языке, познание иноязычной культуры в сравнении с родной, первые открытия в области языка.
Языковая подготовка на начальном этапе дополнена этнокультурным компонентом через программы внеурочной деятельности «Фольклорные традиции Германии» и «Театральные игры на немецком языке». Кроме этого, учителя немецкого языка совместно с учителями начальных классах реализуют проект «Пестрый календарь», который является одним из элементов этнокультурного компонента. Школьники знакомятся с традициями, нравами и обычаями немецкого народа в практико-ориентированной форме: выставки поделок, рисунков, газет, плакатов, театральные постановки, праздники и концерты на немецком языке.
В основной школе немецкий язык преподается в объеме 5 часов неделю с 5 по 8 класс, 4 часа в 9 классе. В 9 классе обучающиеся в рамках предпроофильной подготовки посещают элективные курсы «Нетрудная трудная грамматика немецкого языка» и «Азбука начинающего туриста». Обучающиеся 10-11 классов изучают немецкий язык в объеме 3-6 часов в зависимости от выбранного профиля.
Содержания образования направлено на реализацию основных образовательных задач:
О выполнимости выдвинутых задач свидетельствуют результаты обучения учащихся.
В 2012-2013 учебном году при 100 % абсолютной успеваемости по немецкому языку качественная успеваемость выглядит следующим образом:
Параллель классов |
Процент качественной успеваемости |
2 класс |
100% |
3класс |
89% |
4 класс |
98% |
5 класс |
82% |
6 класс |
54% |
7 класс |
59% |
8 класс |
82% |
9 класс |
84% |
10 класс |
81% |
11 класс |
99% |
Немецкий язык вне урока
Многие победы и достижения гимназистов связаны с изучением немецкого языка. Они – активные участники, победители и лауреаты конкурсов, конференций, олимпиад различного уровня. Их достижения отмечены в таких образовательных событиях, как муниципальный и региональный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку, общероссийская олимпиада «Олимпус», Всероссийский молодежный чемпионат, региональная заочная олимпиада по немецкому языку, конкурс юных переводчиков Audi scire, всероссийская научно-практическая конференция «Юные дарования – Томску», региональная научно- практическая конференция «Язык и культура. Взгляд молодых исследователей» др.
Чтобы расширить возможности практического применения знаний немецкого языка, привлечь интерес ребят к новым формам в изучении немецкого языка, а также поддержать этнокультурный компонент в образовании, гимназия №6 приглашает учащихся, педагогов и родителей из других учебных заведений к участию в рамках сетевого взаимодействия ОУ в «Форуме вундеркиндов» («Wunderkinderforum»), в «Семейном шоу» («Familienschau»), в проекте «Межкультурная пасха». Эти проекты разработаны гимназией, поддержаны партнерами гимназии, заинтересованными в сохранении немецкого языка как иностранного, и стали настоящим праздником для всех участников образовательного процесса из многих образовательных учреждений. Партнерами гимназии в организации и проведении сетевых проектов являются МАУ ИМЦ г. Томска, Региональный центр немецкого языка и культуры ТПУ, ТРОО Ассоциация учителей немецкого языка, ОГАУК «Российско-немецкий дом Томской области».
В 2012-2013 уч.году на базе гимназии реализуется программа летней профильной языковой смены «Sommerexpress», которая предусматривает организацию летнего отдыха детей школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Программа «Sommerexpress» реализуется как часть инновационного проекта МАОУ гимназии №6 г. Томска «Создание сетевой модели открытой языковой этнокультурной образовательной среды». Поэтому в программе предусмотрены игровые и творческие мастерские для детей, способствующие не только развитию интереса к немецкому языку и культуре, но и развитию их творческих способностей, познавательных интересов, кругозора, воспитанию толерантности.
Во время смены были созданы условия для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, повышения интереса к немецкому языку и культуре.
Обучение по международным стандартам
Развитие международного сотрудничества гимназии является одним из наиболее важных направлений деятельности, напрямую определяющих содержание и качество получаемого образования.
Гимназия №6 является членом международной сети «Schulen- Partner der Zukunft» («Школы – партнеры будущего») и DSD – школой, т.е. является центром подготовки и сдачи международного экзамена «Das deutsche Sprachdiplom» («Диплом немецкого языка»). Ежегодно самые трудолюбивые и талантливые гимназисты получают этот документ, свидетельствующий о профессиональном уровне знания немецкого языка.
В связи с этим одним из основных направлений методической работы учителей иностранного языка является отработка новых форм контроля в формате международного экзамена и ЕГЭ при изучении иностранного языка, формирование коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности. Учитывая требования европейского стандарта к изучению иностранных языков, методическое объединение выбрало эту тему с целью проведения новых форм измерения предметных результатов. Ежегодно в 5-8 классах проходит тестирование на определение уровня языковой компетенции по общеевропейскому стандарту (Einstufungtest), когда каждый ученик получает не оценку, а количество баллов и может отслеживать собственный прогресс в изучении языка.
Подготовка к испытанию на международном уровне начинается уже с 6-7 класса, когда учащиеся по желанию посещают дополнительные курсы языковой подготовки и могут попробовать свои силы в международном экзамене Fit in Deutsch I Fit in Deutsch II на уровень А1 и А2 по общеевропейской шкале уровней классификации стандартов языковой компетенции. В октябре 2012 года 12 ученикам 6-7 классов гмназии были вручены международные сертификаты Fit in Deutsch I Fit in Deutsch II во время международной образовательной выставки Евросоюза в Томске.
В 8 – 11 классах подготовку к «Диплому немецкого языка» ведет преподаватель из Германии Александр Шлегель.
В 2013 году вручение сертификатов «Das deutsche Sprachdiplom» прошло в особенно торжественной обстановке. 11 наших гимназистов – выпускников международной программы, получили его из рук генерального консула Германии господина Хёфера-Висинга во время его пребывания в Томске.
Участие в международных проектах
Ведущая образовательная функция - формирование и развитие коммуникативных умений, не ограничивается рамками урока и внеурочной деятельности. Научив читать, писать, говорить, слушать на иностранном языке, гимназия обеспечивает доступ к иным национальным культурам и тем самым к мировой культуре. Это дает возможность преодолеть в воспитании национальный культуроцентрум и вносит существенный вклад в повышение уровня гуманитарного образования школьников.
Участие школьников в международных проектах решает также проблему в повышении интереса к немецкому языку, а именно возможность его практического применения.
Международные школьные обмены
Ежегодно гимназисты становятся участниками программ международного школьного обмена, самой известной из которых является программа Петера Гёбеля. Прживание в немецких семьях и посещение немецкой школы в течении 3 месяцев играет огромную роль для развития коммуникативной компетенции, в преобретении социокультурного опыта.
В 2012 году группа учащихся 7-9 классов стала победителем конкурса института им. Гете, разработав и реализовав проект «Школа будущего», и награждена поездкой в Германию по программе молодежного обмена, за которой последует ответный визит немецких школьников.
Международные интернет-проекты «Одиссея» и «Медитеррания»
Приобретению позитивного социального и лингвострановедческого опыта, способствует также участие учащихся в международных интернет - играх «Одиссея» и «Медитеррания», которые проводит международный институт им. Гёте. Команды школьников, изучающих немецкий язык и проживающих в различных точках мира, в течении 4 недель ведут переписку по электронной почте на немецком языке, не называя страну и свой город, а только рассказывая о достопримечательностях, о людях, о традициях, о природе, о традиционных видах спорта, о климате, о национальных стереотипах и т.д. Каждая команда должна отгадать, где живут участники игры. Для этого учащиеся используют Интернет, электронные и Интернет - энциклопедии, географические карты, справочники, расширяя при этом не только знания в области языка, но и приобретая метапредметные знания.
Для учителей представляется уникальная возможность общения со своими зарубежными коллегами.
Творческие проекты «Rumpelstilzchen» и «Grammatikuss»
В рамках года Германии в России Немецкий культурный центр им. Гёте в Новосибирске инициировал проект „Rumpelstilzchen“ и „Grammati-Kuss“, объединяющий театр, музыку, творчество и увлекательное изучение немецкого языка.
Проект дал возможность учителям и обучающимся гимназии – участникам проектов, открыть для себя немецкий язык в новом, творческом аспекте. Немецкоговорящая команда из Новой Зеландии, прибывшая в Томск на два дня и проводила интерактивные мастер-классы с учителями немецкого языка школ и вузов, а также с учащимися школ и студентами вузов. Благодаря участию в этих проектах наши гимназисты получили новый практический опыт применения знаний немецкого языка.
Конкурс книголюбов Lesefüchse
В рамках международной сети DSD–школ (центров подготовки к экзамену на получение международного сертификата «Диплом немецкого языка») Главное управление зарубежных школ и международный Союз немецкой молодежи ежегодно проводят конкурс книголюбов (Lesefüchse). В конкурсе участвуют те, кто за год прочитал 4 обязательные для всех книги немецких авторов и готов обсудить их со своими соперниками. Конкурс проходит в форме дебатов. В жюри – учителя немецкого языка, преподаватели из Германии и сами участники. По результатам голосования выбирается один победитель и книга года.
Конкурс «Lesefüchse»- живое общение на немецком языке, демонстрирующее высокий интеллектуальный уровень книголюбов, захватывающее зрелище для зрителей и незабываемое событие для участников.
Дальнейшее развитие международных проектов тесно связано с расширением партнерских контактов гимназии и внедрении инновационных систем образования совместно с зарубежными партнерами, а также с увеличением академической мобильности наших выпускников.