«Развитие лингвистической одаренности школьников в условиях реализации нового ФГОС»

Автор: Негодина Е.В., заместитель директора по содержанию образования
Печать E-mail

Палагина Н.П.

Руководитель МО начальных классов,

МАОУ гимназия №6 г. Томска

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

            Переход к стандартам второго поколения заметно усилил интерес педагогов начальной школы к  проблеме развития детской одаренности, так как она справедливо рассматривается как ресурс будущего творческого и интеллектуального потенциала страны. Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие – один из важных аспектов деятельности нашей гимназии. Поэтому целью программы  начального образования  по работе с одаренными детьми является создание условий для максимального развития одарённых детей, включая и детей, чьи  таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в их развитии.

         Учитывая специфику гимназии, как учебного заведения с углубленным изучением немецкого языка, обеспечивается пропедевтика лингвистической и коммуникативной компетенций обучающихся.  Этому способствуют используемые учителями современные образовательные технологии деятельностного типа:

   -  формирование  правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения);

   - проблемно-диалогическая технология;

   - технология развития  критического мышления учащихся;

   - учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа).

Возможность реализации этих технологий дает Образовательная система «Школа 2100», по которой работают  педагоги начальной школы.  Эта  программа   рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовании по ФГОС НОО и, благодаря  разнообразию упражнений и заданий, хорошо адаптируется к детям разного уровня подготовки. Основной идеей ОС «Школа 2100» является воспитание функционально грамотной личности, что соответствует и образовательной политике гимназии, так как функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.        

Наши воспитанники обучаются в билингвальной среде. Раннее изучение  второго языка является продолжением формирования у ребенка языковой культуры, помогает в решении проблем нравственного становления, являясь одним из условий активизации и обогащения интеллектуального развития ученика. Реализации данных задач способствует расширение учебного   плана в области изучения иностранных языков,  дополнительные образовательные услуги с развивающими программами «Немецкий с удовольствием» и  «Путешествие по Германии», внеурочная работа для детей с опережающим уровнем развития общих способностей и склонностью к изучению иностранных  языков. В гимназии для младших школьников работают театр на немецком языке «Мозаика», клубы «Фольклорные традиции Германии» и  «В мире книг». Программа «Музейная педагогика» позволяет  соприкоснуться с народными истоками,  дает возможность не только познакомиться, но и принять живое участие  в литературных и  музыкальных историях мира.

Новые стандарты позволили включить нам в учебный план  образовательный модуль «Парад словарей», который имеет междисциплинарный контекст и практическую направленность. Данная программа – это первый шаг младших школьников к жизни в информационном обществе, к овладению общими способами работы со словарями и справочниками как универсальным средством  организации  информационного поиска. Программа способствует расширению лексического запаса, развитию слухового внимания и зрительной памяти, развитию творческой фантазии и воображения, а, главное,  - повышению  уровня культуры речи учащихся.

Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают энциклопедии, справочную литературу, первоисточники. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой. Для организации продуктивной  деятельности на занятиях «Парада словарей» придерживаемся  таких принципов как поддержка мотивации стремления к успеху, опора на положительные эмоции, обеспечение обучающегося правом выбора смысла, целей, форм и методов своего образования, опора на инициативу, самостоятельность, поощрение стремления обучающегося к самосовершенствованию, самооценке, самореализации.

         Занятия проводятся с использованием дидактических игр и развивающих упражнений, чередованием различных форм деятельности, привлечением дополнительной литературы.  Применение интерактивной доски  позволяют говорить о том, что модуль «Парад словарей»  не только программа, но и ресурс, позволяющий создавать условия для использования  ИКТ - технологий.

Коммуникативная одаренность проявляется там, где созданы условия для творческого и делового общения и взаимодействия со сверстниками, знакомыми и незнакомыми, со взрослыми разного статуса, с разной аудиторией. Мы намеренно погружаем в активную деятельность коллектива каждого ребенка. Особое внимание уделяется языковым праздникам, конкурсам, фестивалям, викторинам. Традиционно проводится серия различных  мероприятий  к праздникам «Немецкое рождество», «Веселая масленица» и «Православная пасха». Дети пишут сочинения, делают инсценировки, готовят подарки.  

         Ежегодно в гимназии, начиная с первого класса,  проходит конкурс художественного слова «Лукоморье».  Наши  исполнители не раз становились победителями городских и региональных конкурсов чтецов «Родные традиции», «Жизнь дана на добрые дела», «Воздух детства и отчего дома»;  творческих литературных конкурсов «Педагогическая поэма» и «Наша дружная семья»; конкурсов сочинений и эссе «Виват, героям русских битв!», «Профессии моих родителей» и других.

  В последнее время уделяется серьезное внимание формированию умений и навыков участия в дистанционных конкурсах: это новый пласт коммуникативной культуры, требующий хорошего уровня развития письменной речи. Так, первые места ученики гимназии получили во всероссийских конкурсах и олимпиадах «Эрудит России», «По страницам любимых сказок» (литературное чтение), «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Старт», «Самый грамотный», «Олимпус», «В мире фразеологизмов» (русский язык). Многочисленные победы гимназистов говорят о высоком качестве языковой подготовки.  

   Все программы, по которым работает начальная школа гимназии,  на этапе раннего развития базируются не на механическом заучивании слов, фраз, предложений, а на сравнении и анализе явлений родного и иностранного языков, что позволяет развивать лингвистические способности и формировать способности к языкам. Именно на развитие таких способностей делают упор наши  педагоги, используя  оригинальные формы  и методы работы, органично соединяя учебную и внеурочную, исследовательскую работу учащихся. Запоминание стихотворений, пословиц, поговорок  способствует развитию памяти. Умение переходить от частного к общему, решение множества задач по схожему конкретному примеру формирует логическое мышление. Игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, развивают речь школьников. Дидактический материал, используемый на занятиях, помогает развитию интереса и уважения к культуре своего и других народов. Применяемые проблемные языковые и речевые задачи, лингвистические загадки, грамматико-алгоритмические упражнения, обобщающие схемы, творческие речевые упражнения, как активные формы обучения, наиболее полно отвечают  особенностям новых стандартов.

По рассматриваемой теме педагоги начальной школы накопили достаточный арсенал  средств и приемов, педагогических идей, которые представляют во Всероссийских сетевых проектах «Школьная планета» («Басни Крылова»), «ProШколу.ru» («Фонетический анализ слова»), Издательский дом Паганель («Проектная работа на уроках русского языка»); в сборниках  «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности», «Внедрение системно - деятельностного подхода в образовательный процесс», «Инновационно - поисковая деятельность педагога в условиях перехода на  ФГОС НОО», учебно-методическом комплекте «Основы православной культуры» (Издательство «Дрофа»); в мастер-классах, докладах, выступлениях.

Работа по развитию способностей и талантов обучающихся проводится в соответствии с программой начальной школы гимназии по развитию детской одаренности. Оценка ребенка как способного, одаренного не является самоцелью. Выявление  таких детей  связываем с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Важная составляющая часть этой программы – диагностика. При этом  задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты  наблюдения за детьми («Листы оценки и самооценки»), беседы, тестирование.  Мы используем педагогическую «Диагностику  метапредметных и личностных результатов начального образования» и оценку успешности обучения в начальной школе «Школьный старт», разработанные в контексте ФГОС.  Это и психолого–педагогическое сопровождение: «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах» Е.Екжановой, методика «Проективный тест социальных эмоций и ценностных ориентаций  «Домики», методика «Лесенка», лонгитюдное  обследование уровня обученности и развития с использованием ГИТа (группового интеллектуального теста).

Диагностическая методика по «Карте одаренности Хаана и Каффа» проводится с привлечением родителей, так как они лучше всех знают индивидуальные особенности своего ребенка, его склонность к занятиям конкретной направленности. Важность диагностических процедур обсуждается на родительских собраниях, а результаты диагностики - на индивидуальных консультациях с родителями и учителями.

Система диагностических и оценочных процедур позволяет уже на ранних этапах школьного обучения выявлять детей с особой памятью и логическим мышлением,  развитым слухом и чувством языка,  хорошими речевыми навыками. Фиксируя  это, мы     можем предлагать ребенку именно то направление деятельности, где у него есть возможность проявить себя, участвуя в образовательных событиях разного уровня, а, следовательно, развивать свою лингвистическую компетентность.

 

 

 

 

 Литература:

1. Колисниченко, Н. В. «Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности», журнал прикладной психологии. – М., 2003.

2. В. Г. Черемисина «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми младшего школьного возраста», http://ipk.kuz-edu.ru/odar_deti/