Методическая служба

Автор: Негодина Е.В., заместитель директора по содержанию образования

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью гимназии в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива гимназии.

Цель методической работы: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности – самореализация, самоактуализация и самоорганизация.

Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

1. Научно-методический совет

2. Методические объединения учителей:

  • Методическое объединение учителей истории и обществознания;
  • Методическое объединение учителей иностранного языка;
  • Методическое объединение учителей естественно-научных предметов;
  • Методическое объединение учителей математики и информатики;
  • Методическое объединение учителей начальных классов
  • Методическое объединение учителей общеразвивающих предметов (ОБЖ, ИЗО, музыка, технология, физкультура);
  • Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

3. «Лаборатория молодого учителя» (наставничество молодых учителей).

Функции методической службы

  • обеспечение профессиональной информацией;
  • развитие инновационной работы гимназии;
  • диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
  • помощь в подготовке к аттестации;
  • организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;
  • поддержка в организации методической и научно-исследовательской работы гимназии;
  • организация повышения квалификации;
  • сопровождение в профессиональных конкурсов;
  • помощь в повышении качества и управления образовательным процессом;
  • выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
  • развитие наставничества;
  • помощь в организации и проведении семинаров, конференций;
  • отбор и тиражирование педагогических материалов;
  • помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;
  • помощь в проведении открытых мероприятий.

Научно-методический совет

Цель деятельности НМС – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители методических объединений и заместители директора по содержанию образования.

Направления работы:

  • создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
  • координация работы МО;
  • диагностика профессиональной деятельности учителей.

Основными задачами НМС являются следующие:

  • Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
  • Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
  • Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
  • Обобщение передового педагогического опыта учителей.

В НМС имеются следующие материалы:

  • план работы школы на учебный год;
  • образовательная программа школы;
  • Программа развития школы;
  • Программа профессионального развития педагога;
  • Программа наставнической деятельности в гимназии;
  • план работы МО, «Лаборатории молодого учителя»;
  • методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
  • материалы по аттестации учителей;
  • материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
  • материалы олимпиад по предметам и материалы;
  • материалы по контрольно-оценочной деятельности педагога;
  • материалы по организации проектной деятельности с обучающимися:
  • учебно-методическая литература в помощь учителю.

Школьное методическое объединение

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

Планирование работы МО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

Формы организации и проведения МО могут быть следующими:

  • лекция;
  • теоретический семинар;
  • семинар-практикум;
  • творческая дискуссия;
  • час коллективного творчества;
  • ярмарка методических идей;
  • методический тренинг;
  • встреча за круглым столом.

В ходе работы могут проводиться объединённые заседания МО.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

«Лаборатория молодого учителя»

В рамках работы «Лаборатории молодого учителя организовано наставничество молодых учителей и предусматривается помощь учителям в преодолении профессиональных затруднений по разным направлениям педагогической деятельности

  • разработка системы уроков по теме или курсу;
  • моделирование урока (целиком или фрагментарно)
  • разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;
  • подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
  • составление контрольных материалов, тестов;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • работа над темой по самообразованию;
  • подготовка докладов по определённой проблеме;
  • подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования.

Нормативные документы, правовые акты, регламентирующие деятельность методической службы

Федеральный уровень

1) распоряжение Минпросвещения Poccии от 15.12.2022 № Р-З0З «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжениям Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабре 2020 г. № P-174»;

2) Указ Президента РФ от 21 июля 2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года»

Региональный уровень

1) Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.03.2022 №311-р О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Томской области

2) Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 16.03.2023 №380-р О внесении изменений в распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.03.2022 №311-р

Муниципальный уровень

 

Локальная нормативная база

Аттестация педагогических кадров

Методические материалы