Обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП)

Вообще учебный план есть в каждой школе для каждой параллели (или для каждого класса в отдельности. В учебном плане содержится перечень всех предметов, которые будут изучаться в текущем учебном году, указано количество часов в неделю на их изучение, задается форма промежуточной аттестации по каждому предмету и т.д.

Внешне учебный план выглядит вот так:

Познакомиться со всеми учебными планами гимназии можно здесь

Понятно, что обучение всех ребят в классе идет по одному учебному плану, поэтому и расписание уроков на весь класс общее.

Зачем ИУП?

Индивидуальный учебный план составляется для каждого ученика персонально. В нем учитываются интересы самого ученика, его планы на дальнейшее профессиональное образование. Проектирование ИУП – дело не простое. Этот процесс всегда сопровождается работой классного руководителя, психолога, заместителя директора. В нашей гимназии мы действительно учим составлять ИУП с учётом всех требований.

Что позволяет менять ИУП?

  1. Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Но существуют дисциплины, которые обязательны для изучения в соответствии с ФГОС, полное исключение их из учебного плана не допускается.
  2. Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: весь год одинаковое количество часов на изучение одного и того же предмета, например, три часа в неделю изучается русский язык, пять часов в неделю математика, два — история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом биологию и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год немецкий по четыре часа в неделю, а остальные предметы блоками.
  3. Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, например, можно выбрать изучение биологии на профильном уровне (три часа в неделю), на базовом уровне (один час в неделю), а можно вовсе отказаться от изучения биологии на уровне 10-11 класса (при соблюдении определенных условий).
  4. Форма обучения и формы получения образования. В российской школе образование можно получать как в образовательной организации, так и вне ее (семейное, самообразование). Формы получения образования: очная, заочная, очно-заочная. Составляя ИУП, можно выбрать различное сочетание форм обучения и форм получения образования.

Таким образом, каждый индивидуальный учебный план в гимназии спроектирован в соответствии с требованиями ФГОС СОО и содержит:

  • Не менее 1 предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО;
  • Полный комплект общих для включения во все учебные планы предметов: русский язык, литература, «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия», история (или «Россия в мире»), иностранный язык, второй иностранный язык, астрономия, физическая культура, ОБЖ.
  • Не менее 3 предметов для изучения на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения
  • Индивидуальный учебный проект;
  • Элективные курсы (по выбору обучающихся).

ИУП составляется с целью обеспечения вариативности образовательного процесса, повышения результативности обучения учащихся, обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

ИУП ученика гимназии может выглядеть так:

Индивидуальный календарный график (ИКГ)

Приложением к ИУП являются индивидуальные календарные графики.

Это такая таблица, которая наглядно демонстрирует принцип последовательности изучения предметов на основе ИУП. В ИКГ определяются сроки освоения программы по каждому предмету, сроки прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации по каждому предмету индивидуального учебного плана.

Например, один ученик решает изучить астрономию (а это обязательный предмет по ФГОС, его нельзя не включить в ИУП) за первое полугодие десятого класса и в декабре сдать промежуточную аттестацию по этому предмету, второй ученик, наоборот, решает изучать астрономию в конце 11 класса (например, за втрое полугодие), а третий ученик выбирает последовательное изучение астрономии в течение двух лет обучения.

ИКГ выглядит так:

В системе профильного обучения системно используются дистанционные формы обучения в реализации учебных дисциплин. Все учебные курсы (темы, блоки тем), разработанные для реализации с использованием ДОТ, утверждаются на научно-методическом совете гимназии, размещаются после экспертизы на специальном ресурсе – «Открытая образовательная среда МАОУ гимназии № 6 г. Томска» сайте дистанционного образования гимназии. Педагогами разрабатываются пакеты дистанционных курсов, включающих в себя лекционные, семинарские занятии и проведение диагностических и контрольных процедур по всем предметам.


auto_stories

Публикации по теме:

Е.В. Сорокина «Модели реализации индивидуальных образовательных стратегий» (журнал «Практика административной работы в школе» № 3, 2019)