Реализация концепции лингвистического образования

Автор: Негодина Е.В., заместитель директора по содержанию образования
Печать

Одно из ведущих мест в образовательной деятельности гимназии №6  занимает преподавание иностранных языков. В 1 классе  немецкий язык  преподается в рамках дополнительного образования в виде курса «Путешествие по Германии».

Преподавание немецкого языка в 1 классе  носит пропедевтический характер и направлено на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, для формирования желания изучать иностранный язык, для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации, развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, а также  развитие  таких основных процессов, как память внимание, мышление,  средствами иностранного языка.  В 2-4 классах  наряду с 2 обязательными  часами в неделю учащиеся получают возможность углубленного изучения немецкого языка за счет курса «Немецкий с удовольствием» в рамках  дополнительного образования.  Цель данного  этапа - приобретение детьми социального опыта при проигрывании коммуникативных ролей в ситуациях общения с друзьями на немецком языке, познание иноязычной культуры в сравнении с родной, первые  открытия в области  языка.

Языковая подготовка на начальном этапе дополнена  этнокультурным компонентом  через программы  внеурочной деятельности «Фольклорные традиции Германии» и «Театральные игры на немецком языке».  Кроме этого,  учителя немецкого языка совместно с учителями начальных классах реализуют проект «Пестрый календарь», который является одним из элементов этнокультурного компонента.  Школьники знакомятся  с традициями, нравами и обычаями немецкого народа в практико-ориентированной форме: выставки поделок, рисунков, газет, плакатов, театральные постановки, праздники и  концерты на немецком языке.

В основной школе немецкий язык преподается в объеме 5 часов неделю с 5 по 8 класс, 4 часа в 9 классе.  В 9 классе обучающиеся в рамках предпроофильной подготовки посещают элективные курсы «Нетрудная трудная грамматика немецкого языка» и «Азбука начинающего туриста». Обучающиеся  10-11 классов изучают немецкий язык  в объеме 3-6 часов в зависимости от выбранного профиля.

Содержания образования направлено на  реализацию основных образовательных задач:

О выполнимости выдвинутых задач свидетельствуют результаты обучения учащихся.

В 2012-2013 учебном году при 100 % абсолютной  успеваемости по немецкому языку качественная успеваемость   выглядит следующим образом:

Параллель классов

Процент качественной успеваемости

2 класс

100%

3класс

89%

4 класс

98%

5 класс

82%

6 класс

54%

7 класс

59%

8 класс

82%

9 класс

84%

10 класс

81%

11 класс

99%

Немецкий язык вне урока

Многие победы и достижения  гимназистов связаны с изучением немецкого языка. Они – активные участники, победители и лауреаты  конкурсов, конференций, олимпиад различного уровня. Их достижения отмечены в таких образовательных событиях,    как муниципальный и региональный этап  Всероссийской олимпиады по немецкому языку,  общероссийская олимпиада «Олимпус», Всероссийский молодежный чемпионат,  региональная заочная олимпиада по немецкому языку, конкурс юных переводчиков Audi scire, всероссийская научно-практическая конференция «Юные дарования – Томску», региональная научно- практическая конференция «Язык и культура. Взгляд молодых исследователей»  др.

Чтобы расширить возможности практического применения знаний немецкого языка,  привлечь интерес ребят к новым формам в изучении  немецкого языка, а также поддержать этнокультурный компонент в образовании,    гимназия №6 приглашает  учащихся, педагогов и родителей из  других учебных заведений к участию в рамках сетевого взаимодействия ОУ в «Форуме вундеркиндов» («Wunderkinderforum»),  в «Семейном шоу» («Familienschau»), в проекте «Межкультурная пасха». Эти проекты разработаны гимназией,  поддержаны партнерами гимназии, заинтересованными  в сохранении немецкого языка как иностранного, и стали  настоящим праздником для всех участников образовательного процесса из  многих образовательных учреждений. Партнерами гимназии в организации и проведении сетевых проектов  являются МАУ ИМЦ г. Томска, Региональный центр немецкого языка и культуры ТПУ, ТРОО Ассоциация учителей немецкого языка, ОГАУК «Российско-немецкий дом Томской области». 

В 2012-2013 уч.году на базе гимназии реализуется программа летней профильной  языковой смены «Sommerexpress», которая предусматривает организацию летнего отдыха детей школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.

Программа «Sommerexpress» реализуется как часть инновационного проекта МАОУ гимназии №6 г. Томска «Создание сетевой модели открытой языковой  этнокультурной образовательной  среды». Поэтому в программе предусмотрены игровые и творческие мастерские для детей, способствующие   не только развитию интереса к немецкому языку и культуре,  но  и  развитию их творческих способностей,  познавательных интересов, кругозора, воспитанию толерантности.

Во время смены были созданы условия для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, повышения интереса к немецкому языку и культуре.

Обучение по международным стандартам

Развитие международного сотрудничества гимназии  является одним из наиболее важных направлений деятельности, напрямую определяющих содержание и качество получаемого образования.

Гимназия №6 является членом международной сети «Schulen- Partner der Zukunft» («Школы – партнеры будущего»)  и DSD – школой, т.е. является центром подготовки и сдачи  международного экзамена  «Das deutsche Sprachdiplom»  («Диплом немецкого языка»). Ежегодно  самые трудолюбивые и талантливые гимназисты получают этот документ, свидетельствующий о профессиональном уровне  знания немецкого языка.

В связи с этим одним  из основных направлений методической работы учителей иностранного языка является  отработка новых форм контроля в формате международного экзамена и ЕГЭ при изучении иностранного языка, формирование коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности. Учитывая требования европейского стандарта к изучению иностранных языков, методическое объединение выбрало эту тему с целью проведения новых форм измерения предметных результатов. Ежегодно в 5-8 классах проходит тестирование на определение уровня  языковой компетенции по общеевропейскому стандарту  (Einstufungtest), когда  каждый ученик  получает не оценку, а количество баллов и может отслеживать собственный прогресс в изучении языка.

Подготовка к испытанию на международном уровне начинается уже с 6-7 класса, когда учащиеся по желанию посещают   дополнительные курсы  языковой подготовки и могут попробовать свои силы в  международном экзамене  Fit in Deutsch I  Fit in Deutsch II на уровень А1 и  А2 по общеевропейской шкале уровней классификации стандартов языковой компетенции. В октябре 2012 года 12    ученикам  6-7 классов  гмназии были вручены  международные сертификаты Fit in Deutsch I  Fit in Deutsch II во время международной образовательной  выставки Евросоюза в Томске.

В 8 – 11 классах  подготовку к «Диплому  немецкого языка» ведет преподаватель из Германии  Александр Шлегель. 

В 2013 году вручение сертификатов «Das deutsche Sprachdiplom» прошло в особенно торжественной обстановке. 11 наших гимназистов – выпускников международной программы, получили его из рук генерального консула Германии господина Хёфера-Висинга во время его пребывания в Томске.

Участие в международных проектах

Ведущая образовательная функция -  формирование и развитие  коммуникативных умений,   не ограничивается рамками урока и внеурочной деятельности.  Научив читать, писать, говорить, слушать на иностранном языке, гимназия обеспечивает доступ к иным национальным культурам и тем самым к мировой культуре. Это дает возможность преодолеть в воспитании национальный культуроцентрум и вносит существенный вклад в повышение уровня гуманитарного образования школьников.

Участие школьников  в международных проектах решает также  проблему  в повышении интереса к немецкому языку, а именно возможность его  практического применения.

Международные школьные обмены

Ежегодно  гимназисты становятся участниками  программ международного  школьного обмена, самой известной из которых является программа Петера Гёбеля. Прживание в немецких семьях и посещение немецкой школы в течении 3 месяцев играет огромную роль для развития коммуникативной компетенции, в преобретении  социокультурного опыта.

В 2012 году группа учащихся 7-9 классов стала победителем конкурса института им. Гете, разработав и реализовав проект «Школа будущего»,  и награждена поездкой в Германию по программе молодежного обмена, за которой последует ответный визит немецких школьников.

Международные интернет-проекты  «Одиссея» и «Медитеррания»

 

Приобретению позитивного социального и лингвострановедческого опыта,  способствует  также участие учащихся  в международных интернет - играх «Одиссея» и «Медитеррания», которые проводит международный  институт им. Гёте. Команды школьников, изучающих немецкий язык и проживающих в различных  точках  мира,  в течении 4 недель ведут переписку по электронной почте на немецком языке, не называя страну и  свой город, а только рассказывая о достопримечательностях, о людях, о традициях, о природе, о традиционных видах спорта, о климате, о национальных  стереотипах и т.д. Каждая команда должна отгадать, где живут участники игры. Для этого учащиеся используют  Интернет,  электронные и Интернет - энциклопедии, географические карты, справочники, расширяя при этом не только знания в области языка, но и приобретая  метапредметные знания.

Для учителей представляется уникальная возможность общения со своими зарубежными коллегами.

Творческие  проекты  «Rumpelstilzchen»  и  «Grammatikuss»

В рамках года Германии в России Немецкий культурный центр им. Гёте в Новосибирске инициировал проект „Rumpelstilzchen“ и „Grammati-Kuss“, объединяющий театр, музыку, творчество и увлекательное изучение немецкого языка.

Проект дал возможность учителям и обучающимся гимназии – участникам проектов, открыть для себя немецкий язык в новом, творческом аспекте. Немецкоговорящая команда из Новой Зеландии, прибывшая в Томск  на два дня и проводила  интерактивные мастер-классы с учителями немецкого языка школ и вузов, а также с учащимися школ и студентами вузов. Благодаря участию в этих проектах наши гимназисты получили новый практический опыт применения знаний немецкого языка.

 

Конкурс книголюбов  Lesefüchse

В рамках международной сети DSD–школ (центров подготовки  к экзамену на получение международного сертификата «Диплом немецкого языка») Главное управление зарубежных школ и международный Союз немецкой молодежи ежегодно проводят конкурс книголюбов (Lesefüchse). В конкурсе участвуют те, кто за год прочитал 4 обязательные для всех  книги немецких авторов и готов обсудить  их со своими соперниками. Конкурс проходит в форме дебатов. В жюри – учителя немецкого языка, преподаватели из Германии и сами участники. По результатам голосования выбирается один победитель и книга года.

Конкурс «Lesefüchse»-  живое общение на немецком языке, демонстрирующее высокий интеллектуальный уровень книголюбов,   захватывающее зрелище для зрителей и незабываемое событие для участников.

Дальнейшее развитие международных проектов тесно связано с расширением партнерских контактов гимназии  и внедрении инновационных систем образования совместно с зарубежными партнерами, а также с увеличением академической мобильности наших выпускников.