Наставничество

Автор: Негодина Е.В., заместитель директора по содержанию образования

В соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества.

Задачи реализации целевой модели наставничества:

  • улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
  • создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Региональный проект «Современная школа»

Региональный проект «Успех каждого ребенка»

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.04.2020 года № 305-р «Об утверждении региональной целевой программы развития системы наставничества в сфере общего образования Томской области»

Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»

Распоряжение департамента образования администрации Города Томска №735-р от 17.08.2021 г. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томска» на 2021 -2024 гг»( молодые педагоги)

Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» (молодые педагоги) (приложение № 1)

Комплексный план мероприятий («дорожная карта») по развитию наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг. (молодые педагоги) (приложение № 2)

Список муниципальных педагогов — наставников на 2021-2022 учебный год (приложение № 3)

График проведения мероприятий муниципальными педагогами-наставниками в 2021–2022 учебном году для молодых педагогов г. Томска с целью обеспечения профессионального развития молодых педагогов, высокого качества результатов их педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями (приложение № 4)

Положение о наставничестве на муниципальном уровне

Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 29.05.2018 № 428р «Об утверждении Положения о наставничестве на муниципальном уровне»

Приказ МАУ ИМЦ от 14.10.21 № 136 » Об организации деятельности Школы молодого учителя в 2021-2022 учебном году»

Приказ МАУ ИМЦ от 20.09.2021 №116 «Об утверждении положений и планов работы профессиональных объединений педагогов ООО, ДОО, УДО»:

Положение о Школе начинающего педагога-психолога ДОО.

Положение о Школе начинающего педагога-психолога ОУ и УДО.

Положение о Школе передового опыта педагогов-психологов ДОО.

Положение о Школе молодых учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОО, ООУ.

Положение о Школе передового опыта учителей -логопедов, учителей-дефектологов.

Распоряжение департамента образования Города Томска от 06.08.2021 г № 688-р «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» Приложение «Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2020-2024 гг.»

Форма «Ученик – ученик»

Цель: разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  • помощь в реализации лидерского потенциала,
  • развитие гибких навыков и метакомпетенций,
  • создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации.

Форма «Учитель – ученик»

Цель: раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  • помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
  • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды
  • создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

Формы «Учитель – молодой (начинающий)учитель», «учитель – студент»

Цель: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  • способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя.